Главная > БИБЛИОТЕКА > Статьи, выступления

 

Найти

Статьи, выступления


​"Городские новости", 28.08.2018 № 102 (3711)

А.Г. Лисовская: "Каждая избирательная кампания - особенная"


"Городские новости", 28.10.2016 № 129 (3431)

Учиться и учить

На этой неделе, 
26 октября, исполнилось 20 лет с момента образования Избирательной комиссии Красноярска. В проекте, посвящённом этой дате, “Городские новости” уже рассказывали о самых важных в истории краевого центра муниципальных выборах, которые организовывал и проводил горизбирком. Сегодня же мы узнаем, чем занимается комиссия в период между этими кампаниями.





















Наверн​ое, одним из основных качеств сотрудника избирательной комиссии (причём любого уровня) в нашей стране является готовность учиться. А иначе он просто не сможет исполнять свои обязанности. Дело в том, что избирательное законодательство России в последние годы довольно часто меняется, дополняется новыми положениями. Поэтому горизбирком организует для членов участковых, окружных и территориальных комиссий семинары, лекции, тестирование, а также конкурсы, в которых определяют лучших знатоков законодательства. Во время этих мероприятий сотрудники делятся накопленным опытом и изучают новые требования к избирательной системе.К слову, обмен опытом происходит и во время конференций, в которых участвует Избирательная комиссия Красноярска. Как правило, это уже выход на межрегиональный уровень. Так, в нашем городе проходила конференция Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), посвящённая особенностям выборов в органы местного самоуправления.

Ещё одна важная часть деятельности горизбиркома — популяризация выборов, и прежде всего — среди молодёжи. Комиссия в рамках работы “Школы молодого избирателя” проводит множество мероприятий. Это и уже привычные встречи, семинары, круглые столы, дни открытых дверей, дни молодого избирателя, и более динамичные игровые форматы. Например, огромной популярностью пользуются брейн-ринги, собирающие немало азартных участников и зрителей. Не менее интересно проходят и деловые игры, посвящённые выборам: участники (в основном студенты вузов) получают возможность полностью окунуться в атмосферу работы избирательной комиссии, политических партий и СМИ.

Есть и такая хорошая трад​​иция, как проведение олимпиад школьников, а также конкурсов рисунков и сочинений. Некоторые из присланных работ, как деликатно выражаются сотрудники горизбиркома, “полны молодёжного авантюризма” — например плакат со слоганом: “Ты не пей, а голосуй!”. А некоторые, содержащие объективные замечания либо полные нигилизма, заставляют серьёзно задуматься организаторов выборов…

В любом случае молодёжь после участия в таких мероприятиях сделает шаг к тому, чтобы осознанно прийти на участок в день голосования и выразить своё мнение.
Анна ЛИСОВСКАЯ, председатель Избирательной комиссии Красноярска:— В межвыборный период мы не сидим сложа руки, проводим мероприятия, и в первую очередь для молодёжи. В них участвует много хороших, думающих ребят. При этом интерес к организованным нами событиям бывает такой, что приходится раздвигать рамки, проводить ту же деловую игру не в один, а в два дня — так много участников. А это означает, что в среде юных красноярцев в основном царят не апатия и пессимизм, а активная гражданская позиция.​











"Городские новости", 14.10.2016 № 122 (3424)​

Наблюдателей — две тысячи

Совсем скоро, 26 октября, исполнится 20 лет с момента формирования Избирательной комиссии Красноярска.  
С​егодня в рамках рубрики, посвящённой этому юбилею,
мы напомним о выборных кампаниях, прошедших в нашем городе совсем недавно
 —​ в 2012-м и 2013 годах.


































​​

Стоит сказать, что 1996-го по 2008 год в краевом центре жители выбирали главу города в один день с депутатами городского Совета. Однако в декабре 2011-го мэр Красноярска Пётр Пимашков в связи с избранием депутатов Государственно думы сложил с себя полномочия. Поэтому выборы градоначальника были назначены на 10 июня 2012 года.

В то же время в закон Красноярского края “О выборах в органы местного самоуправления” была введена норма, согласно которой побеждал кандидат, набравший простое большинство голосов (ранее нужно было получить более половины голосов). Видимо, такое изменение законодательства стало причиной роста количества желающих баллотироваться на пост мэра. Всего в эти выборы было выдвинуто 24 кандидата, тогда как за все предыдущие четыре кампании их было 28. Так что кампания была очень жаркой.

Стоит напомнить о том, что 10 июня 2012 года кроме Красноярска выборы главы не проводились ни в одном крупном административном центре России. Поэтому всё внимание было приковано к нам. В день голосования на избирательных участка присутствовало около двух тысяч наблюдателей и представителей СМИ не только из Красноярска, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Омска, Новосибирска. Стоит сказать, что наблюдатели были весьма активны, однако никаких серьёзных нарушений выявлено не было. В голосовании же победил Эдхам Акбулатов, набравший 69,37 процента голосов.

Выборы депутатов городского Совета Красноярска состоялись на следующий год, после того как в федеральном и региональном законодательствах произошли значительные изменения. Назовём самые важные из них. Во-первых, единым днём голосования стало второе воскресенье сентября. Во-вторых, кандидаты и списки кандидатов, выдвинутые любыми зарегистрированными политическими партиями, освободили от необходимости сбора подписей (ранее такое право имели лишь парламентские партии). А для самовыдвиженцев было в два раза снижено необходимое для регистрации количество подписей. Кроме того, общегородские списки кандидатов от политических объединений состояли из общей части и 18 территориальных групп. Поэтому увеличилось количество видов избирательных бюллетеней.

Всего в выборах приняли участие 16 избирательных объединений, однако мандаты получили только пять из них. За тем, как шло голосование, на участках следили более тысячи наблюдателей и 964 члена участковых комиссий с правом совещательного голоса. Всё прошло без серьёзных замечаний.

Муниципальные избирательные кампании в Красноярске

8 декабря 1996 года
Выборы главы города и депутатов городского Совета Красноярска

10 декабря 2000 года
Выборы главы города и депутатов городского Совета Красноярска

14 марта 2004 года
Выборы главы города и депутатов городского Совета Красноярска

2 марта 2008 года
Выборы главы города и депутатов городского Совета Красноярска

10 июня 2012 года
Выборы главы города Красноярска

8 сентября 2013 года

Выборы депутатов городского Совета Красноярска


"Городские Новости", 23.09.2016 | №​ 113 (3415)

Попали три из десяти

В 1996 году, 20 октября, была сформирована Избира​тельная комиссия Красноярс​​ка. За это время она провела 23 муниципальных избирательных кампании. О самых памятных и важных вехах работы комиссии мы рассказываем в нашем проекте. И сегодня вспомним сразу о трёх выборах — 2000, 2004 и 2008 го​​дов.
































​​В декабре 1997 года в Красноярске был принят Устав города, где было предусмотрено, что выборы депутатов городского Совета проводятся на основе смешанной (пропорционально-мажоритарной) системы. То есть 18 депутатов должны представлять одномандатные округа, а 17 — избираются по партийным спискам. Такое положение полностью соответствовало краевому закону, по которому выбирался состав городского Совета первого созыва и, по сути, продолжило сложившуюся традицию, а также поддержало высокую конкуренцию.

В 2000 году на выборах в горсовет свои списки кандидатов выдвинули десять избирательных объединений и блоков, но только три из них смогли преодолеть пятипроцентный рубеж. Однако после первого голосования были распределены не все места в красноярском парламенте. Дело в том, что депутаты от одномандатных округов могли считаться избранными только в том случае, если за них проголосовало абсолютное большинство, то есть более 50 процентов избирателей. На ряде округов ни один из кандидатов не смог преодолеть этот рубеж, а потому пришлось проводить второй тур голосования.

В 2004 году выборы депутатов горсовета провели досрочно, совместив их с выборами президента России. И в них участвовало десять избирательных объединений и блоков, распределили же мандаты пять из них. При этом повторное голосование пришлось организовывать лишь на одном округе.

А вот в 2008 году кампания проводилась уже в соответствии с законом края, в который было внесены ряд серьёзных изменений. В частности, из бюллетеней был убран “кандидат против всех”, отменено требование о пороге явки, отменён институт избирательных блоков (основным субъектом избирательного процесса становятся партии). На этих выборах в городской Совет Красноярска свои списки кандидатов выдвинули восемь объединений, и четыре из них были допущены к распределению мандатов. Никакого повторного голосования организовывать уже не понадобилось.

А вот главу города, которого так же, согласно первой редакции Устава Красноярска, выбирали одновременно с горсоветом, жители всегда определяли в один тур. В 2000-м Петр Пимашков победил двоих соперников с рекордным отрывом, набрав 87,9 процента голосов. В 2004-м и 2008-м уже выдвигалось пять претендентов на должность мэра, и опять убедительную победу одерживал Петр Иванович.​

Конкуренция на выборах в городской Совет Красноярска:

Год

Количество участвовавших избирательных объединений

Количество избирательных объединений, получивших мандаты

2000

10

3

2004

10

5

2008

8

4​


НЮАНС

Формирование первого состава горсовета началось в 1996 году и длилось девять месяцев — по ряду округов приходилось проводить повторные и вторичные повторные выборы. Одной из причин было требование о пороге явки — проголосовать должны были не менее 25 процентов избирателей. В апреле 1997 года Законодательное собрание Красноярского края отменило порог явки на вторичных повторных выборах. Это позволило уже на выборах 2000-го и 2004 годов сформировать горсовет в более короткие сроки.​



















"Городские Новости", 21.04.2016 | №​ 44 (3346)
Анна Лисовская: «Скучные выборы — самая высокая оценка»

В этом году Избирательной комиссии города Красноярска исполняется 20 лет. Сформирована она была 26 октября 1996 года и сразу же приступила к подготовке первых прямых выборов главы краевого центра и депутатов горсовета. Сегодня наша газета начинает проект, посвящённый этому юбилею: в нём мы расскажем о том, как проходили муниципальные кампании в разные годы, какими были их результаты. А для подготовки первого материала этой рубрики мы встретились с председателем Избирательной комиссии Красноярска Анной Лисовской.

— Анна Георгиевна, первый вопрос связан с датой образования горизбиркома. Почему именно 1996 год? Разве до этого времени у нас в городе не было выборов?

— Выборы были, и в советское время, и позже. Мы выбирали Верховный Совет, городские, районные представительские органы. Но в 1993 году старое законодательство было ликвидировано, распустили городской Совет, и на какое-то время вся власть в Красноярске сосредоточилась в руках мэра, назначенного указом президента России. Только в 1996 году, после Указа президента и принятия нового краевого закона, у нас был восстановлен представительский орган власти. И сформирована первая городская, тогда ещё называвшаяся территориальной, избирательная комиссия Красноярска. Её возглавил Владимир Фёдорович Чащин (сегодня он депутат горсовета). С моей точки зрения, он был очень профессиональным, грамотным и надёжным председателем горизбиркома. Тогда приходилось работать по первому, очень сырому закону, в котором не были учтены многие нюансы. Владимир Фёдорович обсуждал все спорные моменты с членами комиссии, а потом отстаивал выбранную точку зрения, убеждал, что это именно так. Большое ему спасибо за работу.
   За прошедшие с момента образования 20 лет горизбирком провёл 23 муниципальных кампании. На нескольких из них одномоментно избирались глава Красноярска и городской Совет (так было определено по Уставу). На других выбирали депутатов на место выбывших одномандатников. Было несколько повторных кампаний, когда с первого раза не могли сформировать представительный орган: либо явка была недостаточной, либо побеждал так называемый кандидат “против всех”.

— И это не считая федеральных и краевых выборов, в которых городская комиссия тоже принимает участие...

— Да, и ещё референдум, который проходил на территории Красноярского края. Опосредованно мы принимаем участие в любой кампании, связанной с голосованием граждан. Городская комиссия не имеет никакого отношения ни к кандидатам, ни к подсчёту голосов на выборах краевых и федеральных органов власти. Однако мы занимаемся и подготовкой кадров, и уточнением списка избирателей, и разъяснением законодательства.

— А 23 кампании организовывала именно городская комиссия. Насколько это сложная работа — отвечать за проведение выборов? Ведь наверняка были недовольные и результатами голосования, и вашими действиями?

— Безусловно, всегда, в любой избирательной кампании, есть те, у кого появились претензии к итогам голосования. Как правило, это кандидаты, которые либо не победили, либо получили не тот результат, на который рассчитывали. Такова судьба нашего органа — получать большую порцию негатива. Более того, претензии к работе избиркома формируются с помощью различных специальных технологий. При этом методы политтехнологов постоянно меняются. Вспомните, сколько раньше было так называемого “чёрного пиара”. Или как появлялись однофамильцы известных политиков, как организовывались скандалы, как запутывали избирателей неожиданно возникавшими “первыми турами” голосования, как забрасывали жалобами горизбирком.
   Сотрудникам избирательной комиссии пришлось за эти 20 лет пережить немало неприятных моментов. Так, на одних выборах у нас был кандидат, который прямо в помещении комиссии устраивал истерику. Ему вызвали скорую, а потом правоохранителей. В итоге этот кандидат обвинил сотрудников УВД в том, что они якобы забрали его избирательный залог… Так что ситуации бывали разные.

— И как в таком случае реагировать избирательной комиссии?

— Организовывать честные и прозрачные выборы. В качестве примера приведу 2012 год, когда избирался глава города. К Красноярску было приковано внимание всей страны: ведь тогда больше нигде серьёзных кампаний не проводилось. И мы впервые в России постарались использовать все технологии, позволяющие сделать голосование совершенно прозрачным. Было принято решение установить видеонаблюдение на всех избирательных участках, и Эдхам Шукриевич Акбулатов, исполнявший в то время обязанности главы города, нашёл возможность реализовать эту идею. Кроме того, центральная и краевая избирательные комиссии помогли доставить в Красноярск КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней. — Ред.). Их везли из Томска, Новосибирска и Кемерова, так как у нас в крае нужного количества просто не было. Когда же зазвучали претензии, мол КОИБы запрограммированы на определённый результат, мы провели несколько презентаций, на которые пригласили представителей СМИ и “Школы наблюдателей”, дали им возможность воспользоваться комплексами, а потом пересчитать результат вручную. Претензии отпали. Но без проблем всё же не обошлось. Когда были уже напечатаны бюллетени, четыре кандидата заявили, что выходят из кампании. Участковым комиссиям пришлось вручную вычёркивать их, и в нескольких случаях по ошибке зачеркнули и фамилию действующего кандидата. Увидев такие бюллетени, мы сразу предложили: давайте на тех участках, где такое выявилось, пересчитаем результаты вручную. Так и сделали. В итоге результат совпал с тем, что показали КОИБы.

— То есть вас выручают технологии.

— Не только они. Важно уметь общаться со всеми участниками выборов. Например, больше всего претензий к работе комиссии возникает, как правило, у наблюдателей. Мы встречались с ними, разъясняли все нюансы проведения кампании. А самых активных наблюдателей сделали членами участковых комиссий с правом решающего голоса. И претензии исчезли. Более того, те, кто вставал в оппозицию к избирательной комиссии, заявили, что серьёзных нарушений нет, поэтому выборы… очень скучные. На мой взгляд, это самая высокая оценка нашей деятельности.

— В 2013 году, когда мы выбирали депутатов городского Совета, тоже была непростая кампания.

— Да, тот год тоже был очень интересным. И сложным. Работы нам прибавило изменение в законодательстве: пришлось печатать 36 видов бюллетеней. Количество кандидатов увеличилось на порядок, и по каждому необходимо было запросить информацию в УФМС, налоговой инспекции, банках. А ещё было много иногородних кандидатов, и по ним тоже необходимо было разослать запросы. Это колоссальный объём.

— Но к чему это всё? Вот Древняя Греция или средневековый Новгород проводили всё очень просто, а мы трансформировали выборы в сложную забюрократизированную процедуру. Стоит ли оно того?

— Наверное, стоит. Ведь заградительные барьеры нужны для того, чтобы в органы власти попадали граждане, которые дают о себе достоверную информацию. Барьер нужен, чтобы не пропустить нечестных и неграмотных людей.
   Кроме того, законодательство ужесточает и досконально прописывает буквально все шаги избирательной комиссии. И это позволяет снять претензии к результатам выборов.

— Но работа Избирательной комиссии города Красноярска не ограничивается только организацией выборов.

— Да, в межвыборный период мы не сидим сложа руки. Комиссия много занимается просветительской деятельностью, и в первую очередь в молодёжной среде. Для студентов и школьников мы организуем конкурсы, деловые игры, олимпиады. Крайне популярным форматом является брейн-ринг — на нём кипят просто нешуточные страсти, участники борются за каждый балл. При этом молодёжь действительно очень охотно участвует в наших мероприятиях.

— То есть, с одной стороны, вы воспитываете своих избирателей, а с другой, возможно, готовите будущую политическую элиту.

— Возможно, и так, ведь в наших мероприятиях участвуют грамотные, думающие, интересные ребята. И один из самых популярных вопросов у старшеклассников: как стать депутатом.
    Но утверждать, что всё так радужно, я бы не стала. И вот почему. Мы проводили конкурс сочинений, и поразились тому, каким нигилизмом, апатией, разочарованием и пустотой наполнены некоторые работы. Это не может не тревожить. Но, с другой стороны, хорошо, что ребята честно выражают своё мнение, давая сигнал нам. Есть повод к тому, чтобы задуматься, ещё раз оценить свою деятельность и сделать всё, чтобы завоевать их доверие.​

© 2001-2013
Избирательная комиссия города Красноярска
Телефон/факс: (391) 212-00-74.
Адрес: г. Красноярск, ул. Сурикова, 6, каб. 4